Увеличение численности паразитов биотический фактор

Какой тип биотических отношений устанавливается между большим пестрым дятлом и малым пестрым дятлом, обитающих в одной экосистеме хвойного леса? Объясните почему.

Между ними возникает конкуренция, потому что для жизни им требуются одни и те же ресурсы.

В искусственный водоем запустили карпов. Объясните, как это может повлиять на численность обитающих в нем личинок насекомых, карасей и щук.

Численность личинок насекомых может немного уменьшиться, потому что карпы ими питаются. Численность карасей уменьшится, потому что карпы являются для них конкурентами. Численность щук увеличится, поскольку карпы являются для них пищей.

Почему отношения гриба трутовика и берёзы считают примером паразитизма?

Потому что трутовик получает пользу от сожительства с березой (получает от нее органические вещества, воду и соли), а береза – не получает.

Объясните, как осуществляется регуляция численности насекомых, насекомоядных и хищных птиц в экосистеме смешанного леса, если численность насекомых возрастает.

1) Кормовая база насекомых уменьшается, количество их болезней и паразитов увеличивается, количество насекомоядных птиц увеличивается – все это затрудняет дальнейший рост численности насекомых.
2) Кормовая база насекомоядных птиц возрастает, они начинают активнее размножаться. Из-за этого у них возрастает количество болезней и паразитов; количество насекомых уменьшается, количество хищных птиц увеличивается – все это затрудняет дальнейший рост численности насекомоядных птиц.
3) Кормовая база хищных птиц возрастает, они начинают активнее размножаться. Из-за этого у них возрастает количество болезней и паразитов, количество насекомоядных птиц уменьшается – все это затрудняет дальнейший рост численности хищных птиц.

Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

1) Падение численности шмелей (например, из-за распространения болезней или паразитов).
2) Поедание клевера растительноядными животными.
3) Вытеснение клевере другими травянистыми растениями.

Почему отношения между лосями и зубрами в экосистеме смешанного леса считают конкуренцией?

Потому что им требуется одно и то же питание.

Перечислите ресурсы, за которые могут конкурировать близкие виды, как куница и соболь, обитающие на одной территории.

Пища, вода (при засухе), самки, территория, удобные места для гнезда или логова.

Близкородственные виды часто обитают вместе, хотя принято считать, что между ними существует наиболее сильная конкуренция. Объясните, почему в этих случаях не происходит полного вытеснения одним видом другого. Противоречит ли это правилу конкурентного исключения?

Нет, не протииворечит. Близкородственные виды могут занимать разные экологические ниши, в таком случае конкуренции не происходит.

Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции слизня, обитающего в лесу?

Уменьшение количества хищников и паразитов, увеличение численности кормовых растений.

Почему сильное «цветение» воды часто приводит к замору рыбы и гибели других обитателей водоема?

После быстрого размножения растения отмирают, и при их гниении используется кислород водоема, что приводит к кислородному голоданию и гибели его обитателей. При бескислородном разложении органических веществ выделяются метан, аммиак, сероводород, которые губительны для всех обитателей.

Какие организмы с какими могут в природе вступить в симбиоз: пчела, подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, подосиновик, липа, клубеньковые бактерии?

Пчела-липа, подберезовик-береза, актиния-рак-отшельник, осина-подосиновик, сойка-дуб, клевер-клубеньковые бактерии.

Каково значение зеленых растений в жизни рыб?

1) Обогащают воду кислородом.
2) Служат питанием для растительноядных рыб.
3) Служат местообитанием, укрытием, местом для откладки икры.

Почему исключение из экосистемы аквариума простейших и моллюсков приводит к резкому нарушению ее равновесия?

Простейшие служат пищей для мелких ракообразных, а ракообразные – для рыб. Простейшие, ракообразные и двустворчатые моллюски очищают (фильтруют) воду.

На площади 10 кв. метров из 700-900 молодых елочек через 20 лет остается 2-3 ели. Каковы причины снижения численности и биологическое значение подобного явления?

Причины: конкуренция елей между собой за свет и воду, повреждение болезнями и растительноядными животными. Биологическое значение: происходит естественный отбор.

Большинство плоских червей – внутренние паразиты других животных. Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют им вести этот образ жизни? Укажите не менее трех особенностей.

1) Покровы устойчивы к воздействию пищеварительных соков и/или иммунной системы хозяина.
2) Большая плодовитость и развитие со сменой хозяина позволяет находить себе новых хозяев.
3) У многих имеются органы прикрепления (присоски, крючья), которые позволяют удерживаться внутри хозяина.

Какие особенности среды обитания внутренних паразитов обеспечивают их выживание? Назовите не менее трёх особенностей.

1) Большое количество доступного питания.
2) Постоянные условия среды.
3) Защита от внешних воздействий.

Среди лесных птиц и млекопитающих наиболее резким колебаниям подвержена численность семеноядных животных – клестов, белок, кедровок, мышей. Объясните почему?

Это зависит от изменения обилия пищи от года к году. Деревья дают обильный урожай не каждый год, а с перерывами в 4-12 лет. В неурожайные годы наблюдаются массовая смертность и миграции животных, снижается их плодовитость.

В некоторых прудах для увеличения роста карпов разводят уток. Почему?

Помет уток способствует росту водных растений, которыми питаются карпы.

1.Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует, ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции действии этой формы естественного отбора и при каких условиях жизни отбор будет проявляться? (рисунок- схема стабилизирующего отбора)

Элементы ответа:

1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что давление отбора направлено на гибель особей с минимальным или максимальным значением признака;

2) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не произойдет так как эта форма отбора сохраняет среднее значение признака;

3) стабилизирующий отбор проявляется при относительно постоянных условиях жизни.

2.Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

Элементы ответа:

1) большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания;

2) сбалансированным круговоротом веществ;

3) продолжительными сроками существования

3.Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок? Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели.

Элементы ответа:

1) неурожай семян ели;

2) увеличение численности хищников — лисиц, куниц;

3) увеличение численности паразитов, болезнетворных микроорганизмов.

4.Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические фак­торы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

Элементы ответа:

1) уменьшение численности шмелей;

2) увеличение численности растительноядных животных;

3) размножение растений конкурентов (злаков и др.).

5.Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению чис­ленности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося пре­имущественно растениями?

Элементы ответа:

1) увеличение численности растений;

2) сокращение численности хищников — жаб, ежей;

3) сокращение численности болезнетворных микроорганизмов, паразитов.

6.Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергий в экосистеме?

Элементы ответа:

1) создают органические вещества из неорганических;

2) аккумулируют солнечную энергию;

3) обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.

7.Почему экосистему смешанного леса счи­тают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

Элементы ответа:

1) в смешанном лесу больше видов, чем в еловом;

2) в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвлённые, чем в еловом;

3) в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.

8.В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.

Элементы ответа:

1) продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (утлекислого газа, воды, азота, фосфора и других минеральных веществ), выделяют кислород (кроме хемотрофов);

2) консументы (и другие функциональные группы) организмов используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания поглощая кислород и выделяя углекислый газ и воду;

3) редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и др., возвращая их в среду.

9.Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, не смотря на их теплокровность. Укажите не менее трёх факторов, которые являются в причиной перелётов этих животных.

Элементы ответа:

1) пищевые объекты насекомоядных птиц становятся не доступными для до­бывания;

2) ледовый покров на водоёмах и снеговой покров на земле лишают пищи растительноядных птиц;

3) изменение продолжительности светового дня.

10.Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трёх изменений жизни дубравы в случае, в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.

Элементы ответа:

1) численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как pacтительноядные насекомые являются опылителями растений;

2) резко сократится численность насекомоядных организмов (консументов

II порядка) или они исчезнут из-за нарушения цепей питания;

3) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадёт в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.

11.В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее трёх доказательств.

Элементы ответа:

Названный временный водоём нельзя назвать экосистемой, так как в нем:

1) отсутствуют продуценты;

2) отсутствуют редуценты;

3) отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания.

12.В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опи­шите последовательность формирования экосистемы на недавно образовав­шемся участке суши. Укажите не менее трёх элементов.

Элементы ответа:

1) первыми поселяются микроорганизмы и лишайники, которые обеспечЕ ют образование почвы;

2) на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ром или водой;

3) по мере развития растительности в экосистеме появляются животные»; первую очередь членистоногие и птицы.

13.В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. Укажите не менее трёх этапов.

Элементы ответа:

1) первыми развиваются травянистые светолюбивые растения;

2) потом появляются всходы берёзы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес;

3) под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, кото­рые впоследствии полностью вытеснят другие деревья.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Экология. Часть В

В заданиях выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные вами буквы в алфавитном порядке или цифры в порядке возрастания.

1. К сокращению численности травянистых растений в лесу могут привести следующие антропогенные факторы:

увеличение численности лосей и зубров

вытаптывание растений туристами

увеличение нор грызунов

сбор редких растений для букетов

вырубка дуплистых деревьев

загрязнение среды обитания растений

2. Какие биотические факторы могут привести к увеличению чис­ленности мышевидных грызунов в еловом лесу?

сокращение численности сов, ежей, лис

большой урожай семян ели

увеличение численности паразитов

глубокий снежный покров зимой

уменьшение численности паразитов

3. Среди экологических факторов укажите биотические.

конкуренция между особями вида

4. В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения уста­навливаются

березами и елями

березами и грибами-трутовиками

тлями и муравьями

ежами и насекомоядными птицами

березами и подберезовиками

черемухой и опыляющими ее мухами

5. В экосистеме смешанного леса к первичным консументам отно­сятся

6. В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьша­ет конкуренцию между березой и

7. В экосистеме тайги первый трофический уровень в цепях пита­ния составляют

шляпочные грибы, бактерии — сапротрофы

личинки насекомых, дождевые черви

8. Лишайники первыми заселяют места, непригодные для жизни других организмов, так как

представляют собой симбиоз грибов и одноклеточных водорослей

легко переносят загрязнение окружающей среды

нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы

поглощают корнями воду и минеральные соли

обеспечиваются водой и минеральными солями с помощью гифов гриба

роль продуцентов в них выполняют гифы гриба

9. Биогеоценозы характеризуются:

сложными пищевыми цепями

простыми пищевыми цепями

отсутствием видового разнообразия

наличием естественного отбора

зависимостью от деятельности человека

10. Увеличение численности популяций мышей приводит к увеличе­нию численности

11. В водной экосистеме по сравнению с наземной

стабильный тепловой режим

низкая плотность среды

пониженное содержание кислорода

высокое содержание кислорода

резкие колебания теплового режима

низкая прозрачность среды

12. Биогеоценоз пресного водоема характеризуется

наибольшим разнообразием видов в прибрежной зоне

3.) наличием цветковых растений на мелководье

малым разнообразием видов

замкнутым круговоротом веществ

13. В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в

сокращении численности деревьев в результате вырубки

минерализации почвы дождевыми червями

усыхании деревьев при устойчивой засухе

зависимости численности белок от урожая желудей

полном уничтожении волками популяции кабанов

ограничении роста численности мышей хищниками

14. Поле капусты — неустойчивая агроэкосистема, так как в ней

отсутствуют пищевые сети

преобладают продуценты одного вида

небольшое число видов

нет пищевых цепей

короткие цепи питания

15. Агроценоз, в отличие от биогеоценоза, характеризуется

короткими цепями питания

разветвленными цепями питания

незамкнутым круговоротом веществ

замкнутым круговоротом веществ

большим видовым разнообразием

16. В природной экосистеме, в отличие от искусственной,

длинные цепи питания

продуценты изымаются из круговорота

небольшое число видов

замкнутый круговорот веществ

используются дополнительные источники энергии наря­ду с солнечной

17. В природной экосистеме, в отличие от искусственной

более плодородная почва

более длинные и разветвленные цепи питания

есть продуценты, консументы и редуценты

используются дополнительные источники энергии

замкнутый круговорот веществ

18. К окислительно-восстановительным функциям живого вещества в биосфере относят

газообмен между организмами и внешней средой

образование углеводов при фотосинтезе

выделение продуктов обмена

расщепление органических веществ при дыхании

19. Устойчивое развитие биосферы обеспечивают меры, направлен­ные на

сохранение и восстановление численности отдельных видов

сокращение численности хищников в экосистемах

сохранение видового разнообразия

предотвращение загрязнения окружающей среды

внедрение новых видов в экосистемы

При выполнении заданий установите соответствие между со­держанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу буквы выбранных ответов.

20. Установите соответствие между характеристикой среды и ее фак­тором.

постоянство газового состава атмосферы

изменение толщины озонового экрана

изменение влажности воздуха

изменение численности консументов

изменение численности продуцентов

увеличение численности паразитов

21. Установите соответствие между парой животных и типом взаимоотношений

черный коршун — лесная полевка

таежный клещ — лесная мышь

бычий цепень — копытное животное

А) паразит — хозяин

Б) хищник — жертва

22. Установите соответствие между группой растений или животных и ее ролью в экосистеме пруда.

Растения и животные пруда

При выполнении заданий установите правильную последователь­ность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите последовательность букв выбранных ответов.

23. Установите последовательность организмов в пищевой цепи пре­сного водоема

24. Установите последовательность организмов в пищевой цепи.

25. Установите последовательность расположения организмов в пи­щевой цепи агроценоза.

В) обыкновенный еж

26. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода.

А) образование в клетках растений глюкозы

Б) поглощение углекислого газа растениями в процессе фо­тосинтеза

В) образование углекислого газа в процессе дыхания

Г) использование органических веществ в процессе питания

Источники: http://www.bio-faq.ru/ccc/ccc058.html, http://studopedia.org/9-86010.html, http://studfiles.net/preview/4083071/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *